Тимофей Бордачев: «Давайте просто работать!»

05-03-2013

Летом 2013 года в НИУ ВШЭ пройдет III Международная российско-китайская летняя щкола по международным отношениям, которую организует факультет мировой экономики и мировой политики совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом, г.Шанхай. О традиции проведения российско-китайских летних школ Екатерина Островская побеседовала с бессменным руководителем школ заместителем декана по стратегическому планированию и аспирантуре Тимофеем Бордачевым.


Тимофей Вячеславович, Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям в этом году состоится уже в третий раз. Расскажите о том, как начинался данный проект. Какую роль в организации Школы сыграли тесные партнерские связи факультета мировой экономики и мировой политики с Восточно-китайским педагогическим университетом (г. Шанхай)?

Т.Б. - Идея провести Летнюю школу по международным отношениям возникла после рабочей поездки в Китай, когда я имел возможность оценить высокий уровень подготовки магистров и аспирантов, проходящих обучение в Восточно-китайском педагогическом университете (ВКПУ). Опыт преподавания на Летней школе по международным отношениям, организованной нашими коллегами, заставил задуматься о создании нового формата взаимодействия с вовлечением в прямой диалог по актуальным проблемам международной повестки российских и китайских студентов. Бесспорно, важнейшую роль в организации проекта сыграло наше давнее сотрудничество с г-ном Фен Шаолеем, который является Директором Института международных отношений и регионального развития при ВКПУ, крупным китайским специалистом по России и членом международного консультативного совета МДК «Валдай». Хорошо известные нам великолепные личностные и профессиональный качества г-на Фена и его сотрудников не оставляли никаких сомнений в выборе партнера по проведению будущей Летней школы.

В процессе организации удачным стечением обстоятельств стал конкурс грантов НИУ ВШЭ на финансирование Летних школ, объявленный вскоре после возвращения из поездки в 2010 году. С самого начала данная идея получила активную поддержку со стороны декана факультета мировой экономики и мировой политики Сергея Александровича Караганова, который уже в течение двух лет находит время, чтобы выступить с лекцией на Летней Школе. Мы надеемся, что и в этом году наши студенты получат такую возможность. В итоге при активном содействии руководства вуза и факультета идея провести Международную российско-китайскую летнюю школу по международным отношениям была реализована уже в 2011 году, и проект стал первым подобным мероприятием, которое до сегодняшнего дня не имеет аналогов в России.

С 2011 года на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ действует магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», ориентированная в т.ч. на подготовку специалистов по Китаю. Есть ли связь между Летней школой и данной магистерской программой?

Т.Б. - О прямой связи в данном случае говорить нельзя. В рамках Летней школы нами ставилась принципиально иная задача по созданию площадки для взаимодействия между российскими и китайскими студентами именно по широкому спектру международных проблем. Другими словами, Школа изначально не предполагала концентрации на изучении узкорегиональной тематики или тематики исключительно российско-китайских отношений. Напротив, наши участники получили уникальную возможность обменяться мнениями не только по аспектам двусторонних отношений, но и обсудить современную политическую и экономическую ситуацию в мире, сформировать общее видение международной реальности, в которой России и Китаю необходимо существовать и успешно взаимодействовать уже сегодня.

К слову о возможностях. Что, прежде всего, стоит ожидать участникам от Российско-китайской летней школы? Какой опыт они смогут получить от участия в данном мероприятии?

Т.Б. – Одно из главных преимуществ, которое получают участники проекта – это, прежде всего, возможность посетить лекции ведущих российских и китайских профессоров по мировой экономике и мировой политике, услышать их мнение по самым актуальным вопросам современной международной повестки дня. Особо подчеркну, что каждый год в программу Школы обязательно включаются три лекции наших коллег из Китая - профессоров Восточно-китайского педагогического университета. Ещё одним неоспоримым достоинством проекта является нацеленность на формирование прямого диалога между российскими и китайскими студентами, принимающими участие в Летней школе. Неслучайно именно английский язык был с самого начала выбран в качестве официального языка Летней школы. Как язык международного общения он играет важную роль, способствуя возникновению живого обсуждения между всеми участниками. Мы осознанно стремились к тому, чтобы фактор владения китайским или русским языками не был в данном случае определяющим.

В 2013 году Летняя школа будет посвящена теме «Ответственность человека и ответственность государства в XXI веке». Поясните, чем была обусловлена подобная постановка вопроса. Какую роль в современной мировой экономике и политике играет проблема выработки эффективных и устойчивых механизмов взаимодействия государства и общества?

Т.Б. – Сегодня мы можем наблюдать все более растущее расхождение между глобальной мировой экономикой и исключительно «национальным подходом», который государства демонстрируют в мировой политике. В частности, глобальный финансово-экономический кризис 2008 года со всей очевидностью продемонстрировал проблему кризиса управляемости как одну из главных проблем современного мирового развития. Рост вмешательства государств в экономику наблюдается повсеместно как на глобальном, так и на региональном уровне, но всегда ли он оказывает позитивное влияние с точки зрения стабильного развития всей мировой системы? В этих условиях мы совместно с коллегами из ВКПУ решили, что в 2013 году целесообразно будет рассмотреть вопрос о том, где же проходят границы личной ответственности человека, и до какой степени государству дозволено вмешиваться в общественную жизнь с целью выполнения своей главной функции – заботы о безопасности и благосостоянии граждан.

В 2013 году впервые возможность принять участие в Летней школе с российской стороны получили не только студенты и аспиранты НИУ ВШЭ, но и ребята из других вузов России. Чем было вызвано подобное решение и как оно повлияет на дальнейшее развитие проекта российско-китайских летних школ?

Т.Б. – Как я уже отмечал ранее, Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям, организуемая на базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ с 2011 года, с самого начала являлась уникальным для России проектом. Поэтому распространение удачного опыта по организации российско-китайского сотрудничества, а также вовлечение студентов и аспирантов из других вузов России в совместную работу мы видим в качестве одной из важнейших составляющих миссии нашего университета как национального исследовательского центра. Полное понимание в данном вопросе мы находим и у наших коллег из Китая, которые каждый год привлекают студентов не только из ВКПУ, но и из других престижных университетов страны.

И последний вопрос. Оценивая опыт Летних школ, состоявшихся в 2011 и 2012 годах, что бы Вы могли назвать главным достижением за время функционирования проекта? И какие перспективы Вы видите для его дальнейшего развития?

Т.Б. – На мой взгляд, ещё рано подводить какие-либо итоги программы российско-китайских Летних школ по международным отношениям. Предлагаю вернуться к этому вопросу лет через пять-семь. Но могу сказать точно – сегодня постоянно растет спрос на совместные российско-китайские проекты. И Летние школы в данном контексте решают очень важную задачу по развитию навыков совместной работы между будущими российскими и китайскими специалистами по международной тематике. В процессе Школы участники расширяют свой кругозор, находят новые темы для обсуждения не только в рамках вопросов двусторонних отношений России и Китая, но и в более широком контексте международных проблем. Вместо подведения каких-либо итогов я бы предложил искать новые форматы совместной работы adhoc. Давайте просто работать!

Дополнительная информация о конкурсе на участие в III Международной российско-китайской летней школе «Ответственность человека и ответственность государства в XXIвеке» в 2013 году.