Игорь Макаров: стажировка в Стэнфордском университете, январь-март 2011 года
31-01-2013
Общие научные выводы
По итогам стажировки могу сделать следующие выводы относительно подходов к
исследованиям по данной проблематике в Стэнфорде. Там, в отличие от России, в
данных исследованиях используется строгая экономическая методология,
аналитические инструменты неоклассической экономики, дополненные инструментарием
институциональной и поведенческой экономики. Это действительно экономикс
окружающей среды (Environmental Economics), основанный на применении базовых
экономических моделей к анализу окружающей среды, с особым акцентом на концепции
общественного блага, ресурсов открытого доступа, провалов рынка, экстерналий
(центральная категория экономики окружающей среды), кооперативного поведения. В
России в этой области наблюдается гораздо меньшая научная проработанность,
исследования более описательны, экономические модели применяются фрагментарно.
Международная политическая экономия окружающей среды в Стэнфорде исследуется
не так глубоко, как экономика окружающей среды на национальном уровне,
единственные исключения – политическая экономия продовольственной проблемы и
связанная с окружающей средой энергетика.
Мейнстримом становится убежденность в необходимости решать глобальные
проблемы в рамках трех- и двустороннего сотрудничества, на национальном,
региональном и даже локальном уровнях. Попытки заключить обязательные к
исполнению международные соглашения (например, климатическое) бесперспективны. В
то же время, на уровне стран и регионов экологические проблемы даже глобального
масштаба могут быть успешно решены – это точка зрения восходит к работам
Нобелевского лауреата-2009 Э. Остром (я был на ее лекциях) и примеру Калифорнии,
реализующей в одностороннем порядке успешную политику в области окружающей
среды.
Подобная точка зрения, на мой взгляд, в значительной степени подтверждает мои
выводы о том, что климатическая политика постепенно переходит с международного
на национальный и региональный уровень. В развитых странах с их сильными
институтами она вполне может быть успешной даже без многостороннего соглашения.
Основная проблема – как сделать ее успешной в развивающихся странах, где
институты слишком слабы. В помощи развивающимся странам (по сути – помощи
развитию) и должна заключаться суть международного сотрудничества в области
окружающей среды.
Преподавание
В рамках стажировки я посещал целый ряд курсов: “Environmental Economics and
Policy” (для бакалавров), “Environmental Economics” (для магистров), “World Food
Economy” (для бакалавров), “Sustainability from the Economic Perspective”
(факультатив для всех студентов). Я подолгу общался с преподавателями всех этих
курсов. По общему впечатлению и по утверждению самих преподавателей, основная
цель каждого из курсов – предоставить студентам экономические инструменты,
которые они могут применять к любой области исследования, а не только к
экономике окружающей среды. В связи с этим курсы в Стэнфорде дают студентам
намного меньшее количество фактической информации, но в разы большие навыки
использования экономических инструментов (на уровне магистров – в форме
математического моделирования, на уровне бакалавров – в форме графических
аналитических моделей). Факты, как правило, рассматриваются лишь как частный
случай, как иллюстрация реального функционирования моделей на практике. Широко
практикуется рассмотрение кейсов, а в магистратуре все обучение построено на
примерах эконометрических инструментов, используемых в конкретных научных
статьях.
На занятиях по экономике окружающей среды прямо во время лекций ставились
эксперименты с участием студентов, выявляющие те или иные закономерности
кооперативного поведения или поведенческой экономики.
Эссе, которые студенты пишут по итогам изучения курсов, как правило, имеют
целью применить изученные методы к конкретной ситуации. При этом студенты
связаны набором методов, но не темами, которые они выбирают исходя из своих
интересов. Получается что-нибудь вроде «Анализ эффективности системы торговли
квотами на выбросы оксида серы в Лос-Анджелесе» или «Особенности применения
Механизма чистого развития Киотского протокола в развивающихся странах». Это
выгодно отличает письменные работы в Стэнфорде от большинства эссе в рамках НИУ
ВШЭ, которые обычно носят дескриптивный характер и содержат исключительно
качественные оценки.
По итогам стажировки я подготовил программу курса «Экономика окружающей
среды» для НИУ ВШЭ. Она была согласована с Дж. Лайнамом, преподавателем данного
курса в Стэнфорде.
Встречи с преподавателями и исследователями
Я провел более десятка встреч с профессорами и исследователями. Среди них
преподаватели посещаемых мною курсов Дж. Лайнам, Н. Сандерс, Р. Нэйлор. С ними я
обсуждал преимущественно вопросы методики и методологии преподавания экономики
окружающей среды и смежных дисциплин в Стэнфорде, советовался относительно
содержания и литературы по подготавливаемому мною курсу.
С деканом Факультета экономической политики Л. Гоулдером, директором Центра
энергетики и устойчивого развития Ф. Волаком, директором Центра
энергоэффективности Дж. Суини у меня были беседы относительно перспектив
международного климатического сотрудничества, климатической политики США и
Калифорнии, развития «зеленой» энергетики в США и в мире. С директором Центра
Продовольственной безопасности Р. Нэйлор мы говорили о влиянии продовольственной
проблемы на глобальные экономические процессы.
Я встретился с рядом молодых исследователей, в частности с Р. Гаррет и Ф.
Липски, занимающимися изучением соответственно сельского хозяйства и
климатической политики в ведущих развивающихся странах. С названными коллегами
договорились о продолжении сотрудничества – им весьма интересна Россия, они
видят множество параллелей между возможностями сельскохозяйственной и
климатической политики в нашей стране и в интересующих их государствах (Бразилии
и Китае).
Во время стажировки я находился в постоянном взаимодействии с М. Карноем. Он
очень заинтересован в развитии сотрудничества с Россией, хочет продолжения и
дальнейшего развития программы стажировок преподавателей из НИУ ВШЭ. В этом году
впервые за долгое время в Стэнфорде был курс экономики России, Мартин хочет,
чтобы этот курс стал регулярным. Сотрудничество с российскими вузами интересно и
Центру российских и восточно-европейских исследований, к которому я был
прикреплен, и большинству тех экономических научных центров, с которыми я
контактировал.
Научные мероприятия
Я посещал большое число научных лекций и семинаров, связанных с проблемами
климата, продовольствия, зеленых технологий, устойчивого развития и др. Среди
них крупная конференция по продовольственной безопасности, регулярные
«Энергетические семинары», открытые лекции Нобелевского лауреата по
экономике-2009 Э. Остром по вопросам устойчивого развития и т.д.
В самом конце моей стажировки я участвовал в российском круглом столе,
выступив там с докладом «Какова роль России в решении глобальных проблем в
области окружающей среды?»
В целом, считаю цели и задачи стажировки выполненными, а проведенное в
Стэнфорде время чрезвычайно полезным для меня и как для исследователя, и как для
преподавателя.
|